И.о. муфтия Татарстана: "Мусульмане России еще не повзрослели"

ГАЗ и Volkswagen совместно будут выпускать 100 тыс. автомобилей в год
16.10.2016
В Вологде щенка выбросили из окна 5 этажа
16.10.2016

Вывод руководителя группы мониторинга молодежной среды Республики Дагестан, эксперта Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслана Гереева о наблюдаемом, в том числе и в Татарстане, сближении исламских радикалов и традиционалистов в стремлении «шариатизировать общество» «не до конца обоснован и не полностью соответствует действительности». Такое мнение высказал ИА REGNUM , комментируя недавнее интервью Гереева, и.о. председателя Духовного управления мусульман РТ и муфтия Республики Татарстан Ильдус Фаизов .

«Видно, что это взгляд человека, изучающего лишь внешние аспекты ислама, причем политизированного ислама, и делающего свои выводы на основе материалов СМИ», — считает Ильдус-хазрат. Традиционализм, напомнил и.о. муфтия РТ, базируется на знании, а радикализм — на невежестве. «Традицией в исламе называется путь пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), его Сунна, то есть взаимоотношения с Аллахом, с людьми в отдельности и с обществом в целом, прежде всего, его морально-нравственные качества, — указал Ильдус-хазрат Фаизов. — Радикализмом называется узконаправленное, решительное изменение политической ситуации в обществе». «Радикалы существовали уже во времена пророка, и он не очень лестно отзывался о них из-за их чрезмерного усердия, говоря, что они выходят из ислама, как стрела вылетает из лука, — отметил и.о. председателя ДУМ РТ. — Как говорил пророк, «я могу поверить, что стрела может обратно вернуться на своё место, но эти люди никогда не возвратятся в ислам».

Фаизов также не согласился с утверждением Гереева о том, что в Татарстане может быть использована турецкая модель ислама или что-то близкое к ней. «Нельзя сопоставить двадцатилетнюю реформу исламских постулатов в Турции с семидесятилетним уничтожением религии в России, — указывает и.о. муфтия. — Меньше чем через два десятилетия руководители Турции поняли, что нельзя полностью отказаться от религиозных потребностей общества, и дали возможность своему народу, в рамках государственной политики, исповедовать ислам. В России же, как известно, мы получили эту возможность только в начале девяностых годов двадцатого столетия. Не надо забывать, что после почти векового атеистического мрака мы практически заново начали знакомиться с религией».

На сегодняшний день в России в целом, вне зависимости от того, идет ли речь о Кавказе или Татарстане, мусульмане взяли из ислама только одну из его сторон — политическую, эмоциональное выражение своих внутренних амбиций, причем, не вникая в суть, а иногда и полностью отрицая духовную и социальную составляющие мусульманской религии, отметил Ильдус Фаизов. Он сравнил нынешнее состояние российской исламской уммы с «лампочкой Ильича, которая загорелась и на короткое время ослепила мужика, восхищённо смотрящего на нее».

«Потеряв на время своё зрение, радуясь как ребёнок, играющий в жмурки, он бродит по дому и натыкается на все на своем пути, — продолжил аналогию и.о. муфтия РТ. — Так же и с исламом — вме
221f
сто того, чтобы освещать наш земной путь, то есть полноценно практиковать его в своей повседневной жизни, мы сегодня всего лишь восхищённо смотрим и любуемся им. Нас переполняют разные эмоции, и мы пока не знаем, что с ними делать. Мы мечемся из одной стороны в другую, стараясь оправдать свои хаотичные действия наспех вырванными из контекста аятами Корана и хадисами пророка. Это реальная действительность сегодняшних мусульман России. Мы ещё не повзрослели, а для этого нужно время».

Положение дел в Турции в этой сфере существенно отличается. За последние шестьдесят лет в ней была создана «крепкая база кадров — священнослужителей». «В этой стране, в отличие от России, не было такого, как у нас, периода восхищения исламом, связь поколений не обрывалась, — Фаизов. — И нужно учесть самое главное — в Турции большинство населения исповедует ислам. У нас же, в Татарстане, в отличие от них — многоконфессиональное, многонациональное общество».

То же, считает он, относится и к обучению молодых людей в полевых лагерях. «Так же как в организме человека имеется очень много бактерий, вызывающих ту или иную болезнь, в обществе есть проявления разных идеологий и воззрений, — указал и.о. муфтия Татарстана. — Если не контролировать и не следить за своим здоровьем, мы заболеем определённой болезнью. Если закрывать глаза на проблемы в мусульманском сообществе, как в идеологическом, так и в социальном плане, поощрять невежество, то есть, другими словами, если не будет крепкой религиозной, образовательной системы, то действительно, экстремизм в нашем обществе расцветёт с новой силой».

Ильдус Фаизов не согласился и с мнением Руслана Гереева относительно существования жёсткой северокавказской трактовки ислама и небоевой, европейской его модели. «Автор хоть и говорит, что базируется исключительно на мониторинге молодёжной среды, но представляет эту самую молодёжь односторонне, — полагает и.о. председателя ДУМ РТ. — По его мнению, вся она — радикально-экстремистски настроенная, думающая только о том, как бы взять в руки меч и начать джихад. Не учитывается, что не все молодые мусульмане на Кавказе, в Татарстане, в Башкирии придерживаются крайне-радикальных взглядов».

По словам Ильдус хазрата, наличествует «очень много молодёжи, которым нравится исторический, созидательный, традиционный ислам», и сегодня можно наблюдать, что с увеличением количества образованных, грамотных мусульман уменьшается число приверженцев крайних, радикальных взглядов. «К сожалению, такие понятия, как образованность, трудолюбие, честность, искренность, совесть сегодня стали «немодными» в обществе, — резюмировал и.о. муфтия Татарстана. — Это, к несчастью, коснулось и мусульман. Но будем надеяться, что всё изменится к лучшему и встанет на свои места».

Напомним, в недавнем интервью ИА REGNUM Руслан Гереев выразил уверенность, что в Татарстане наблюдается сближение позиций радикальных исламистов и сторонников традиционного ислама, которых «роднит стремление шариатизировать общество» и признание ислама «первостепенным регулятором общественных отношений». По его мнению, «разница пока только в форме проявления» (в отличие от республик Северного Кавказа).

Картину дальнейшей исламизации Татарстана нельзя рассматривать по плану запрещенной в России партии » Хизб ут-Тахрир «, считает эксперт — «скорее всего, это будет либеральный шариат, то есть бурное развитие мусульманской мысли с учетом демократических ценностей, очень близкое к исламу Турции». Гереев отметил, что «много татарской молодежи проходило и проходит обучение азам ислама в полевых лагерях по всему миру». Он задался вопросом, «что произойдет, когда они вернутся?… Это двигатель их жизни — идея борьбы ислама со злом, где основное ударение делается на то, что джихад, помимо всего прочего, несет и меч ислама».

«Все направления мусульманской религии стремятся к установлению своего порядка, и шариат при этом — его обязательный атрибут, — указал Руслан Гереев. — Отличие Татарстана от Северного Кавказа в том, что в нем господствует европейская модель ислама, которую молодежь называет небоевым исламом. Эта же модель присутствует и в соседней Башкирии. Данная модель поэтапно вытесняется более жесткой, в трактовке северокавказского ислама». Эксперт указал, что его выводы базируются «исключительно на мониторинге молодежной среды, так как за ними (представителями молодого поколения) последнее слово».