В последнее время все чаще появляются прогнозы о возможности начала активных боевых действий в Нагорном Карабахе. Под этим термином обычно понимают территорию собственно бывшей Нагорно-Карабахской Автономной Области (НКАО) и так называемой «зоны безопасности» вокруг НКАО из 5 азербайджанских районов, занятых армянскими военными образованиями. Определение территории непризнанного государственного образования само по себе является темой споров между конфликтующими сторонами.
Зона безопасности» НКР охватывает территорию Кельбаджарского (1936 кв. км), полностью), Лачинского (1835 кв. км, полностью), Кубатлинского (802 кв. км, полностью), Джебраильского (1050 кв. км[56], полностью), Зангеланского (707 кв. км[56], полностью), Агдамского (1094 кв. км — 77 % (842 кв. км)), Физулинского (1386 кв. км — 33 % (462 кв. км.)) районов бывшей Азербайджанской ССР. Общая площадь — 7634 кв. км. По внешнему периметру пояса проходит линия непосредственного соприкосновения вооружённых сил НКР и Азербайджана (в официальных документах ООН — линия соприкосновения сторон — ЛСС). На линии соприкосновения боевые действия между Азербайджаном и НКР боевые действия никогда не прекращались и идут с различной интенсивностью с момента подписания 5 мая 1994 года Бишкекского соглашения о прекращении огня.
Перейдет ли конфликт в высокую степень интенсивности? Казалось бы, многое указывает на возможность такого развития событий. В первую очередь, подчеркнуто воинственная позиция Баку.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев 14 января 2011 года на заседании Кабинета Министров заявил, что » к сожалению, в 2010 году мы не сумели добиться продвижения в деле урегулирования армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта. Этому есть только одна причина, которая заключается в том, что армянская сторона, можно сказать, пытается сорвать переговоры. Пытается вновь вернуться к вопросам, согласованным ранее за столом переговоров, пытается тянуть время». Из выступления президента Азербайджана понятно, что Баку разочарован ходом мирных переговоров при посредничестве Минской группы ОБСЕ и испытывает полное недоверие к армянской стороне.
«У нас создается такое впечатление, что Армения не хочет освобождать захваченные земли, старается как можно дольше удерживать эти земли под оккупацией. И, таким образом, используя это, добиться у Азербайджана условий, устраивающих их в связи со статусом Нагорного Карабаха. А это невозможно. Мы неоднократно заявляли: Нагорный Карабах является исконной азербайджанской землей и признан международным сообществом как территория Азербайджана».
Совершенно логично, что в ситуации, по мнению Баку, полного провала мирных переговоров азербайджанская сторона пытается говорить с позиции военной силы. «Ни для кого не секрет, во время проведения переговоров мы в то же время уделяем большое внимание строительству армии, усиливаем нашу армию. Мы сумели добиться больших успехов в этой области. Враг также знает об этом и дрожит от страха. Наглядным доказательством тому слу
323e
жат их истерические, нервозные, преисполненные страха в последние месяцы выступления. Они также хорошо знают, что Азербайджанская армия способна в любой момент нанести по врагу сокрушительный удар». Военные расходы в Азербайджане растут стремительными темпами — они увеличились с 1,59 млрд. долл. (3,95% от ВВП) в 2010 году до 3,1 млрд. долл. (6,2% от ВВП) в 2011 году. При этом, по заявлению министра финансов Азербайджана Самира Рауф оглы Шарифова, помимо чисто военных расходов в 2011 году 1,36 млрд. долл. будет потрачено на нужды оборонной промышленности (ОП). Таким образом, общие расходы военного бюджета и ОП страны составит 4,46 млрд. долл., или 8,9% от ВВП республики.
Такая цифра расходов на оборону соответствует уровню расходов воюющей страны. По мнению представителя «Международной группы по предотвращению кризисов» Лоуренса Шица, «двусмысленность, отсутствие открытости об операциях, проводящихся на линии соприкосновения, о продаже оружия, других военных расходах, даже состояние мирных переговоров — все это создает опасную обстановку» Однако военные эксперты говорят о возможности возобновления активной стадии боевых действий в Нагорном Карабахе крайне осторожно.
Практически полностью отпадает фактор внезапности — столь важный в любой военной операции. Противоборствующие стороны знают практически все о передвижениях и оперативных планах противника. Преобладание азербайджанской стороны в силах и средствах может лишь временно сместить линию фронта, но не даст окончательного решения конфликта. Потери наступающей стороны, учитывая рельеф местности и степень подготовленности обороны НКР, могут стать неприемлемыми для Азербайджана. Любой военный неуспех крайне негативно скажется на позициях Ильхама Алиева и уж точно сделает невозможным сохранением политической стабильности в стране. Армянская сторона в случае начала активных боевых действий попытается диверсионными методами разрушить нефтегазовую инфраструктуру Азербайджана. Нефтедобыча обеспечивает 85% доходов государственного бюджета Азербайджана, составляет 78% ВВП страны и 92% экспорта Азербайджана.
Баку полностью зависит от нефтяных доходов в вопросе его противостояния Армении, наращивании наступательного военного потенциала, поддержания социальной стабильности. Эксперты американского исследовательского центра Jane’s Intelligence считают, что неясно, сможет ли Баку превратить свое количественное превосходство в качественное и существенно изменить ситуацию на поле боя. По мнению другого американского эксперта — Джошуа Кучера, борьба за Нагорный Карабах потребует от Азербайджана втрое больше сил, чем от Армении, потому что придется наступать на укрепившиеся на горных позициях армянские подразделения.
Говоря о морально-нравственном уровне армянской армии, Кучера отметил, что он выше, чем у азербайджанской. «Азербайджанская армия страдает из-за понесенного ранее поражения, здесь процветает коррупция и зафиксирован рост самоубийств». Кроме того, в случае возобновления войны азербайджанские граждане будут более уязвимы, поскольку их города и села расположены ближе к линии конфликта, чем армянские населенные пункты. Ильхам Алиев, в отличие от его грузинского коллеги Михаила Саакашвили , показал себя как достаточно уравновешенный политик, не склонным к крайне непродуманным авантюрам. Он не может не понимать всех издержек (возможно, катастрофических для его режима) военного решения нагорно-карабахского конфликта.
Баку уже давно и относительно успешно пытается сделать основной упор на дипломатические методы решения(вернее на методы дипломатии энергоресурсов) ситуации вокруг Нагорного Карабаха. Эту политику начал еще отец нынешнего президента Азербайджана — Гейдар Алиев . Тогда политическое влияние традиционно сильной в США миллионной армянской общины всмогло достаточно успешно противодействовать мощному лобби большой нефти в Вашингтоне, продвигающему азербайджанские интересы. По мнению Баку, ни ЕС, ни Соединенные Штаты радикально не увеличили свою поддержку Азербайджана в Минском процессе ОБСЕ. Оба Алиевых пытались разыграть «российскую карту», периодически обозначая Москву как стратегического союзника в добыче и экспорте углеводородов.
Весь 2010 год Азербайджан демонстрировал явное разочарование действиями ОБСЕ в решении проблемы Нагорного Карабаха. Глава Центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу так обозначил позицию Баку в отношении усилий ОБСЕ — » ОБСЕ и структуры, которые собрались вокруг данной организации, действуют неэффективно. Этому доказательство тот факт, что самая действенная структура ОБСЕ — саммит не смог ничего существенного сделать для Азербайджана.
Буквально все ожидали, что в ходе саммита в Астане будет принято определенное решение по карабахскому конфликту, однако этого не произошло. ОБСЕ — неэффективная структура, потому что система принятия решения там консенсусная, которая предполагает согласия всех стран». Что позволило Баку перейти к разговору с ОБСЕ фактически с позиции силы и требовать безоговорочной поддержки в нагорно-карабахской проблеме?
Ответ крайне прост — газопровод NABUCCO. Образно говоря, Азербайджан владеет «золотой акцией» в этом проекте. Причем, речь идет в первую очередь не о тех объемах газа, которые может предложить Баку. Львиная доля добычи углеводородов обеспечивается группой из трех морских месторождений нефти, Азери-Чираг-Гюнешли, обнаруженной до провозглашения независимости Азербайджана советскими геологами в Каспийском море. Информация о запасах в этих месторождениях является государственной тайной (впрочем, как и данные о других месторождениях углеводородов в Азербайджане). Некоторые зарубежные эксперты в нефтегазовой области считают, что при нынешних темпах добычи три основных месторождения будут исчерпаны к 2019-2021 году. То есть ни сейчас, и в среднесрочной перспективе Баку не сможет предложить большого объема газа для планируемого газопровода NABUCCO.
Намного важнее для всех проектов доставки газа (как по трубопроводам, так и сжиженного) из региона Центральной Азии в Европу географическое положение Азербайджана. Это положение безальтернативно для всех европейских проектов, идущих вне территории России. Хаос на Арабском Востоке объективно усилил позиции Баку.
Во-первых любая дестабилизация в Азербайджане приведет к дальнейшему росту цен на нефть, что крайне негативно скажется на процессе восстановления европейской экономики. Во-вторых, фактически начавшаяся гражданская война в Ливии и возможные беспорядки в Алжире (эти страны крупнейшие после России поставщики газа в Европу) ставят под очень большой вопрос планы по уменьшению поставок голубого топлива из России и резко повышают шансы «Южного потока»- как более безопасного проекта. Фактическое присоединение Азербайджана к «Южному потоку» окончательно поставит крест на проекте NABUCCO.
ЕС и США не может крайне не тревожить перспектива создания российско-азербайджанского энергосоюза. В последние недели Азербайджан резко активизировал свои дипломатические контакты с Турцией- так же крайне важной страны для всех транзитных проектов.
Анкара (видимо, по согласованию с Баку) заявила, что для нормализации отношений Турцию устроит и вариант освобождения Арменией «некоторых оккупированных территорий Азербайджана».
В связи с этим замминистра иностранных дел РФ Григорий Карасин недавно побывал в Ереване и обсуждал этот вопрос с армянской стороной. С этой же целью Ереван посетит заместитель госсекретаря США Джеймс Стейнберг. Позиция Турция во многом совпадает с предложениями Минской группы ОБСЕ — первый этап урегулирования предполагает отвод армянских подразделений из «зоны безопасности». Дипломатия Азербайджана сейчас стремится добиться солидарной поддержки Минской группы ОБСЕ (Россия выступает там в роли одного из сопредседателей), непосредственно России и Турции в давлении на Армению с целью заставить ее присоединиться к «дорожной карте» урегулирования ситуации вокруг Нагорного Карабаха.
Россия выходит на первый план в деле предотвращения боевых действий в Нагорном Карабахе. 5 марта при посредничестве президента РФ Дмитрия Медведева в Сочи пройдет встреча глав Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна .
На середину марта намечен визит в Россию визит премьера-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана . Остается надеяться, что 2011 год запомнится как год новых дипломатических инициатив по решению нагорно-карабахского конфликта, а не как год возобновления активных боевых действий.