Равнение на Яндекс

Какой длины должен быть текст в блоге?
10.12.2017
Кейс: как увеличить поток студентов в немецкие вузы с помощью SEO
10.12.2017
Анна Макарова
Главный редактор,

SEOnews

Статья подготовлена специально для журнала «Интернет в Цифрах»

Яндекс увеличил свою долю на российском рынке интернет-поиска, тогда как Google потерял несколько процентных пунктов. По последним данным comScore, доля Google в России составила 29% (в начале прошлого года этот показатель составлял 33%). Яндекс, напротив, увеличил свою долю с 56% в прошлом году до 64% в мае 2011г. Доля остальных поисковых систем составляет 7%.

С такими оценками Яндекса полностью согласен и статистический сервис LiveInternet, а вот западному пилигриму он отдает меньше — 22%.

Несмотря на это небольшое расхождение, вполне понятна нынешняя расстановка сил на рынке, которая не претерпела сильных изменений. Однако все может случиться в будущем.

И вот настало время, когда в общей картине рынка поиска России появились новые яркие мазки. События, недавно произошедшие в отрасли, можно считать новой главой в развитии этого рынка, где главным героем выступил поисковик № 1 в России. На протяжении нескольких месяцев именно Яндекс оставался главным ньюсмейкером, но обо всем по порядку.

Долгожданное IPO: Яндекс затмил всех

В конце апреля этого года «Яндекс» официально объявил о проведении IPO на американской бирже NASDAQ. Это сообщение было поистине долгожданным, потому как компании на протяжении нескольких лет настойчиво пророчили IPO, но то слухи оказывались безосновательными, то кризис 2008 года корректировал планы.

В мае Яндекс назвал цену своим акциям, которая составила $20-22, всего компания запланировала продать 52,17 млн. акций. Также был опцион на покупку дополнительных 5,22 млн. ценных бумаг. Эксперты прогнозировали, что полная стоимость компании после размещения должна составить $6,42-7,07 млрд. Это примерно на $1 млрд. дороже стоимости Mail.ru Group на момент размещения акции на Лондонской фондовой бирже в ноябре прошлого года. В 2010-м холдинг был оценён по верхнему диапазону цены в $5,71 млрд.

После открытия книги заявок от инвесторов на акции Яндекса не было отбоя. Уже через несколько дней она была почти заполнена, а заявок было собрано на сумму порядка $1 млрд. В итоге из-за столь высокого спроса Яндекс решил закрыть книгу заявок на три дня раньше. Тогда же ИК «ФИНАМ» сообщил о стоимости акций в $25,85.

За выходом Яндекса на IPO следил весь мир IT-мир и не забывал комментировать это событие. Например, The Financial Times отмечала, что в Яндексе специально подчеркивают свою «нерусскость» накануне IPO: отличный от других российских компаний офис, отсутствие олигархов среди акционеров. Не обошли вниманием и негативную информацию относительно утечки данных пользователей сервиса Яндекс.Деньги, случившейся незадолго до IPO. Несмотря на это компании удалось заинтересовать западных инвесторов, для которых первостепенное значение имеют такие показатели, как рост и прибыльность компании.

В ночь с 23 на 24 мая состоялось долгожданное размещение акций Яндекса на Nasdaq. Цена акции составила $25 (вместо заявленных ранее $20-22). По итогам первого дня акции подскочили в цене до $38,84 за штуку. Позже на торгах их стоимость снизилась до $35. В результате IPO Яндексу удалось привлечь $1,304 млрд., а сама компания была оценена в $8,03 млрд. Всего в ходе размещения было продано, как и планировалось, 52,2 млн. акций.

Мнения аналитиков сразу разделились. Одни посчитали, что эта оценка завышена, как минимум в 1,5 раза, а инвестиции в Яндекс это скорее дань моде на интернет-проекты.

Для компании это размещение является более чем позитивным. С другой стороны, пример Mail.ru Group показывает, что ожидания и результаты первых дней размещений не всегда удерживаются на том же уровне впоследствии. Кроме того, очевидно, что показатели компании завышены — инвесторы ждут, что российский интернет-рынок будет развиваться очень активно. Никакого отношения к реальной экономике весь этот ажиотаж вокруг российского рынка не имеет, — считаетИгорь Виттель, («Виттель и партнеры», РБК-ТВ).

Другие отдавали Яндексу должное — размещение компании оказалось крупнейшим интернет-IPO после Google (в 2004 г. компания привлекла $1,67 млрд.).

IPO «Яндекса» стало очень успешным и оказало положительное влияние как на саму компанию, так и на российский интернет-рынок в целом.

С IPO «Яндекса», рынок поиска приобрел завершенность: теперь шесть самых популярных поисковиков, обрабатывающих более 80% поисковых запросов в мире, — либо публичные компании, либо принадлежат публичным компаниям.

Для российского интернет-рынка в целом это IPO также имеет положительный эффект: инвесторы стали обращать более пристальное внимание на российский интернет-рынок, один из самых больших и быстрорастущих в Европе, отмечаетЗлата Кривичкина ( J’son & Partners).

Через несколько дней после размещения банки-организаторы IPO Яндекса — Morgan Stanley, Deutsche Bank и Goldman Sachs — продали дополнительный пакет акций (5,217 млн. акций) по изначальной цене размещения $25 за каждую. Таким образом, общая сумма от первичного размещения акций с учетом опциона составляет $ 1,43 млрд. Из них $399 млн. после вычета всех расходов, связанных с проведением IPO, получит сам Яндекс.

Отметим, что большая часть акций «Яндекса» во время IPO досталась американским инвесторам, немного — английским, около 6% размещенных акций досталось российским инвестфондам: «Тройке диалог» и «Ренессанс капиталу». Как стало известно позже одним из крупнейших покупателей акций стал американский банк Morgan Stanley, который совместно с Deutsche Bank и Goldman Sachs проводил данное размещение «Яндекса». Банк приобрел почти четверть — 23,9%, размещенных на бирже акций, или 4,26% уставного капитала компании.

Покупка столь крупного пакета акций никого не насторожила, т.к. накануне размещения Яндекс сообщал о «защитных мерах» против недружественного поглощения. Все акции были поделены на несколько типов: акции класса А обладают 1 голосом, у B — 10, у С — 9. На бирже были выставлены только акции класса А. Напомним, осенью 2009 г. «Яндекс» выпустил «Золотую акцию» и передал ее Сбербанку. Это стало своего рода гарантией того, что контроль не уйдет к иностранцам. «Золотая акция» дает право вето на продажу более 25% акций.

Средства, полученные от продажи акций, Яндекс планирует инвестировать в технологическую инфраструктуру, в том числе приобретение серверных и дата-центров, а также на поглощения и инвестиции в технологии, кадры или компании, чьи специализации сходны с операциями Яндекса.

Прогнозы

Сегодня Morgan Stanley прогнозирует, к 2013 году Яндекс может стоить уже свыше $13 млрд. ($42 за акцию). Выручка компании к этому времени вырастет почти втрое — с 12,5 млрд. до 36,67 млрд. руб. Однако дальнейшее интенсивное развитие компании будет возможным только с выходом на другие рынки.

По мнению аналитиков, Россия является основным генератором выручки для Яндекса — до 98%. Поисковик успешно запущен на Украине, в Казахстане, Белоруссии, но есть еще минимум пять стран, где компания смогла бы занять достойные позиции. Это Турция, Германия, а в далекой перспективе даже Израиль, США и Канада. Также потенциальными рынками для Яндекса аналитики считают страны СНГ и ЕС, в частности Прибалтику.

Отсутствие планов по выходу на глобальные рынки может отрицательно сказаться на маржинальности бизнеса Яндекса в будущем, считают специалисты Morgan Stanley. Аналитики пока не решаются делать четких прогнозов относительно будущей доли поисковика на рынке России. Слабыми сторонами в бизнесе компании специалисты Morgan Stanley называют малое присутствие в сегменте мобильных устройств и в сегменте социальных медиа. Вполне возможно, Яндекс будет усиливать свое присутствие в данных сегментах, так стало известно, что компания с недавнего времени ищет в штат аналитика Social Media, который сможет исследовать реакцию пользователей на деятельность компании в социальных сетях.

Яндекс подсобил «старушке» Рамблер

Начало лета было ознаменовано перерождением старейшей поисковой системы. Все началось с нового стиля. Логотип Рамблера теперь представлен на русском и с маленькой буквы, а значок рядом с названием изображен в виде трехцветного компаса. Отметим, что в 2008 году Яндекс также решился на «русскоязычный» логотип. И, несмотря на недовольство пользователей, популярность поисковик не потерял, а наоборот значительно прибавил. Возможно, обновленный логотип ознаменует и для «Рамблера» новый и успешный этап жизни.

В конце июня компания сделала самое громкое заявление последних лет: теперь на сервисах «Рамблера» будут использоваться поисковые технологии Яндекса, но только в качестве базовой технологии, которую компания будет обогащать собственными сервисами. В результатах поиска «Рамблера» теперь будут показываться контекстные объявления как «Бегуна», так и Яндекс.Директа — системы уже поделили между собой места на страницах поиска. Ранее «Бегун» являлся безраздельным владельцем рекламы на «Рамблере». Теперь, чтобы клиенты системы могли размещаться на всех позициях, «Бегун» получил возможность рекламироваться на «Рамблере» через Яндекс.Директ. Эти же объявления теперь можно транслировать в поиск Яндекса и в РСЯ.

Доля рынка Рамблера уже давно остается очень небольшой, поэтому это соглашение не повлияет на положение Яндекса. И только в случае положительного развития дел Рамблер сможет прибавить Яндексу несколько процентных пунктов к доли на рынке. Данная сделка, по мнению большинства экспертов, была важна с точки зрения имиджа и расширения рекламной сети.

О том, что Рамблер вплотную взялся за поиск говорит и последовавшая попытка привнести в сервис новое. Недавно поисковик предложил пользователям задавать запрос голосом. Правда, пока только пользователям браузеров Google Chrome. Такая исключительность вызывает вопросы. Очевидно, что для осуществления голосового поиска используются технологии Google: аудиофайлы преобразуются в текст на его серверах. Возможно поэтому нововведение не получило официальной огласки.

Напомним, что месяцем раньше Google тоже предложил голосовой поиск на десктопах, и тоже только пользователям браузера Google Chrome. Правда интернет-гигант сейчас понимает голосовые запросы только на английском языке. Вполне вероятно, что в будущем такая возможность будет доступна и на других языках. Рамблер уже сейчас предлагает распознавание речи на русском языке, а если быть более точными, то исходя из языка браузера. Пользователями отмечается, что поисковик хорошо распознает многосложные запросы, с односложными — ситуация хуже.

Итогом всего вышеперечисленного стало то, что в середине июля зоркий глаз владельца LiveInternet Германа Клименко заприметил увеличение доли Рамблера. С чем связаны такие изменения, пока объяснить трудно. С тех пор, как в 2008г. поисковая доля Рамблера упала до 1,5%, ему не удавалось подняться значительно выше этой отметки. По состоянию на июнь 2011г. доля поисковика составляла 1,1%. Учитывая, что в период летних отпусков активность аудитории Интернета снижается, логично предположить, что эта доля может снизиться еще больше. Однако сейчас Рамблер показывает положительную динамику. Вполне возможно, что это «первые ласточки» партнерства с Яндексом.

Новое в поиске, не считая Яндекс

Биржевая и поисковая активность Яндекса подтолкнула и других игроков данного рынка к действиям. В конце апреля Mail.ru Group поторопился разместить на бирже дополнительные 6,65% акций компании на $450 млн. (по $32,5 за акцию), хотя по договору с банками-андеррайтерами размещение акций могло состояться только в середине мая. Аналитики связали такую спешку Mail.ru Group с предстоящим размещением Яндекса, которое кроме как успешным не называли.

После этого последовал ряд нововведений в поиске «почтовика». Сначалабыл запущен «Поиск по обсуждениям» — поисковый сервис, в реальном времени находящий сообщения в социальных медиа и новостных порталах. В базу сервиса Mail.Ru вошли 20 000 блогов на Livejournal, 350 000 микроблогов на Blogs.Mail.Ru, а также порядка 10 000 популярных новостных лент.

Отметим, аналогичный сервис на протяжении почти двух лет предоставлял Google («Realtime», или в рус. варианте «Микроблоги»), причем как за рубежом, так и в России. Однако в начале июля интернет-гигант был вынужден отключить «реальный» поиск. Это связано с истечением срока договора Google с сервисом мирокблогов Twitter, в рамках которого последний предоставлял свой контент realtime-поисковику. Но поисковик не оставляет эту идею и в будущем планирует перезапустить Google Realtime Search, однако, когда именно, пока неизвестно.

Видимо, предвидя закрытие Realtime-поиска, Google бросил силы на развитие своего социального поиска. И в мае 2011 Social search появился на всех локальных версиях Google. Теперь в выдачу подмешиваются социальные результаты — записи друзей пользователя на YouTube, Flickr, Twitter, Friendfeed, Google Reader, Gmail, а также личных личных блогов и сайтов.

Говоря о социальной направленности действий Google нельзя не отметить один из самых важным моментов. В июне интерент-гигант запустил свою социальную сеть Google+, создание которой обошлось компании в $585 млн. Соцсеть хорошо стартовала и к середине июля ее аудитория уже измерялась миллионами.

Возвращаясь к Mail.ru, стоит отметить, что компания принялась тестировать новый интерфейс, а именно фиксированную шапку в выдаче, которая позволит пользователям не возвращаться наверх, чтобы скорректировать запрос. На данный момент не известно, чем закончится данное тестирование, ровно как и исследование в целях улучшения качества продуктов Поиска@Mail.Ru, к которому компания приглашала всех желающих.

За тестированием внешнего вида SERP — страницы с результатами поиска, были замечены и Яндекс с Google. Поисковики на ограниченной группе пользователей испытывают выдачу на технологии AJAX, с возможностью прокручивать страницу с результатами без загрузки каждой новой страницы.

Я.Заключение

Исходя из вышесказанного, невооруженным глазом видно, конкуренция между поисковыми системами продолжается и носит все более качественный характер, а теперь еще и переносится на биржевые площадки NASDAQ и LSE. На карте поисковых систем образовалось два лагеря под предводительством Яндекса и Google, поэтому и основная конкурентная борьба за пользователя будет разворачиваться между ними. Рамблер и Mail.Ru остается только оказывать посильную «процентную» помощь своим провайдерам на рынке поиска и развиваться в околопоисковом направлении.