Статья написана в рамках статейного конкурса
В 2017 году большинство компаний в крупных городах уже имеют личный сайт, однако он, как и любая динамическая структура, постоянно требует доработок. Какие-то компании только собираются создавать свой первый сайт. И перед всеми причастными к обновлению сайта людьми встаёт множество вопросов:
Большинство компаний даже не задумываются о многих важных вопросах, которые в дальнейшем выльются в определенные неудобства, упущенную прибыль и, конечно, потерю времени.
«Шапка» сайта – самая видимая часть сайта, соответственно, сюда обращаем пристальное внимание и оцениваем эффективность каждого символа и иконки.
Веб-формы – краеугольный камень большинства современных сайтов, здесь сосредоточено 80% всех ошибок, вынуждающих пользователя покинуть сайт.
Навигация – наравне с веб-формами таит в себе множество нюансов и требует тщательной проработки.
Графические элементы – а вы бы купили товар/заказали услугу по одной только картинке с этого раздела? Если нет, читаем и внедряем.
«Подвал» – вроде неприметный элемент, но его можно усилить и использовать для решения определенных задач пользователя.
Адаптивная верстка – на экранах мобильных устройств ваш сайт просто обязан выглядеть хорошо.
Пробежимся по всем пунктам и составим описание удобного сайта.
«Шапка» сайта – это, как правило, первое, что видит пользователь на сайте. Этот элемент расположен на самом заметном месте на странице. Поэтому он должен быть информативным, не перегруженным.
Слоган-подстрочник – это краткое описание того, чем занимается компания. Такая надпись легко доносит до нового посетителя основную деятельность компании.
Исходя из написанного выше, «шапка» сайта у нас должна получиться информативной и компактной. Важно сохранить легкость восприятия и простоту.
Блок навигации – важнейший элемент юзабилити по той простой причине, что именно с ним пользователь, как правило, чаще всего взаимодействуют. Вариантов реализации навигации очень много, но я постараюсь описать ее основные принципы:
Именно древовидная структура позволяет компактно уместить большое меню за счет раскрывающихся пунктов. К тому же она имеет четкую структуру, что весьма полезно для посетителя.
В такой навигации пользователю пригодятся навыки ювелирного управления курсором. При малейшей ошибке, меню скрывается. На мобильных устройствах это меню совсем не юзабильно.
Просто плохо
У компаний, занимающихся видеонаблюдением огромные каталоги. Из-за этого меню превращается в сплошной текст. На лицо необходимость сгруппировать пункты меню иным способом и реализовать раскрывающееся меню.
Хорошо
На этом сайте меню реализовано лучше. Я бы добавил пользователю подсказку в виде стрелочки вниз, которая сигнализировала, что пункт меню «умеет» разворачиваться.
Здесь реализация очень удачная и удобная.
Чаще всего именно веб-формы стоят между успешной продажей/заявкой и обычным посещением. Сложно переоценить важность данного элемента в коммерческой успешности сайта. Итак, каким критериям должна удовлетворять идеальная веб-форма?
В данном случае в поле с номером телефона уже имеется подсказка, в каком формате указывать номер.
Плохо
Много полей, не указано, какие из них обязательные к заполнению, в случае ошибки форма сбрасывает все данные и не подсвечивает ошибочно заполненные поля. К тому же при заполнении полей пропадают обозначения этих полей и уже сложно понять, что куда нужно вписать. Ужас юзабилиста!
Хорошо
Одно обязательное поле аккуратно сверстано, присутствует поле для уточнения, если нужно.
Вот такой элемент должен быть у вас в веб-форме. Да-да, и у вас тоже. При условии что вы собираете данные пользователей.
Нижнюю область сайта можно достаточно эффективно использовать для быстрого перехода в определенный раздел, для дублирования контактной информации, для размещения некоторой внутренней информации.
Так, здесь размещаем:
Плохо
Такая реализация подвала не используется весь потенциал. Применен достаточно мелкий размер шрифта, людям с ослабленным зрением будет сложно прочесть названия пунктов.
Хорошо
Достаточно спорное оформление «подвала», но в целом от такой реализации больше плюсов. Заметьте, как много свободного места при таком количестве элементов. Здорово!
О графике вам следует знать следующее: мозг воспринимает графическую информацию в несколько раз быстрее, чем написанную текстом. Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать, помните эту поговорку?
Поэтому все фото на сайте должны удовлетворять следующим условиям:
Стоковые фотографии не несут необходимой информации о компании.
Графические элементы существенно оживляют контент. Добавьте, например, портфолио. Используйте описания к фото.
Посмотрите на диаграмму выше. В октябре 2016 года количество пользователей с десктопных устройств стало в процентном соотношении меньше, чем количество мобильных пользователей.
Современный сайт просто обязан быть адаптированным под мобильные устройства. Даже если у вас промышленная ниша, адаптивная верстка положительно скажется на ранжировании сайта в поисковых системах (об этом
Для проверки сайта на адаптивность есть много онлайн-сервисов. Один из самых известных –
Плохо
У сайта горизонтальная прокрутка, элементы слишком мелкие, адаптация отсутствует. Я больше чем уверен, пользователей с мобильных устройств у них достаточно, однако это никак не используется.
Хорошо
Удобный сайт, адаптированный под мобильные устройства.
Многие собственники бизнеса, маркетологи ищут дешевые рекламные кампании, увеличивают охват, чтобы привести больше трафика на сайт. Однако сам сайт может оставлять желать лучшего либо иметь вовсе нерабочий функционал заявки.
Когда вы работаете над удобством сайта, это сказывается на количестве успешно отправленных заявок, звонков и т.д. По сути, юзабилити повышает конверсию сайта.
Рассмотрим простой пример:
Вывод здесь достаточно прост. Поработав над юзабилити, вы можете увеличить количество заявок при той же посещаемости!
Создать удобный сайт – непростая задачка. Ваш ресурс постоянно будет нуждаться в доработках вслед за развитием технологий.
Конечно, это только часть элементов, которые следует привести в порядок. Этим собственно профессионально занимаются специалисты по юзабилити сайтов. Нет предела совершенству и помните:
Удобных сайтов, больших конверсий, счастливых клиентов!