Сегодня поговорим о том, как создать эффективный инструмент мониторинга бизнеса и параллельно решить еще несколько внеплановых задач.
Заказчик — крупная мебельная компания, у которой уже есть сформированная система аналитики и оценки эффективности рекламных каналов.
1. Сложность сбора данных для подготовки ежемесячных отчетов, высокая трудозатратность.
2. Отсутствие текущей актуальной информации, что затрудняет оперативное реагирование отдела маркетинга компании.
В ходе знакомства с проектом мы выяснили, что у заказчика есть потребность в автоматизации отчетности. Из технологий, применяемых на стороне заказчика:
На основе собранной информации провели аналитику, составили план работ и начали реализацию.
В качестве связующего звена во всех источниках данных были выбраны «Источник канал, Кампания и Ключевое слово». Это и было использовано в будущем основным параметром для сегментации данных.
Для хранения информации выбрали базу данных MySQL.
Преимущества:
В качестве языка для реализации модулей сбора информации был выбран PHP.
Причины:
В качестве системы визуализации был использован Power BI от Microsoft.
Причины:
Подробнее рассмотрим, какие именно модули необходимы для сбора данных. Как мы уже говорили ранее – реализовывать их будем на PHP.
Структурируем все источники данных:
— Яндекс.Директ
— Google.AdWords
— Яндекс.Маркет
— Criteo
— Email-рассылки
— SEO
Все платные источники можно условно разбить на два типа:
Чтобы собирать статистику из Яндекс.Директа, мы использовали
Для сбора статистики из Google AdWords мы использовали
Импорт статистики Яндекс.Маркета мы автоматически настроили в Google Analytics, а затем аналогично выгружали через API.
Таким образом мы получали по каждой рекламной системе следующую базовую информацию:
Для источников с абонентской платой было решено заполнять расход раз в месяц в Google Таблицах.
Вид таблицы
Далее расход преобразовывался и импортировался в PowerBI, совмещаясь с остальной статистикой.
Для сбора информации по остальным переходам, например, реферальным ссылкам или прямым заходам, был также использован API Google Analytics. Также дополнительно приняли решение собирать данные по просмотрам карточек товаров и добавлении товара в корзину из расширенной электронной коммерции.
Собираются следующие данные:
Для сбора информации из коллтрекинг-системы брали следующие данные:
В качестве CRM в данном проекте используется «1С-Битрикс: Управление сайтом». Основной проблемой для нас на данном этапе явилось то, что у нас не было информации об источнике заказа при его оформлении. Для этого был реализован отдельный модуль, который позволил решить эту проблему и ряд дополнительных. В итоге мы смогли получить развернутую детализацию по заказам и при этом связать эту информацию с источником перехода.
С учетом индивидуальных особенностей архитектуры и проблем, с которыми мы столкнулись, составили подробное техническое задание для каждого из модулей.
По результатам спроектировали систему, при которой в результате отработки всех скриптов у нас в базе данных оказывалась вся необходимая актуальная информация.
Как мы уже писали ранее, для визуализации мы использовали Power BI от Microsoft.
Предупреждение: Данные не являются реальными и намеренно искажены, так как являются коммерческой тайной, анализировать их нет смысла.
Из плюсов данной визуализации можно отметить, что мы видим конверсию на каждом значимом для нас этапе продаж в разрезе источников. Можно выбрать в фильтре любой интересующий период, а также нужную группу источников. Удобно выявлять и отслеживать неэффективные источники и наоборот.
С помощью данной таблицы можно определить, какие рекламные кампании не приносят заказов вообще, а по каким у нас есть заказы, но они все равно убыточны. Аналогичная таблица есть для ключевых слов, если нужно проанализировать интересующую кампанию.
Данная визуализация интересна тем, что мы видим понедельную динамику нашего проекта и можем оперативно выявлять проблемные места по источникам трафика, если видим спады, заменяя его другими источниками.
На данной визуализации мы видим все источники трафика и показатели по ним за нужный нам период плюс отдельно вынесены ключевые показатели.
Прочитав текст выше, вы наверняка задались вопросом: какая же визуализация без графиков и диаграмм? Эти данные мы также добавили в наш BI-файл.
На данной визуализации мы видим, какая доля дохода приходится у нас на каждый источник, а также видим распределение заказов и продаж по телефону и через сайт.
Данные визуализации – это далеко не предел возможностей Power BI, а скорее необходимый минимум для эффективного мониторинга бизнес-показателей клиента.
В результате работы получился эффективный инструмент мониторинга бизнеса, который подходит как для руководителей высшего звена, так и для маркетологов. Отдельные части данных (например, по контекстной рекламе) можно предоставлять своим подрядчикам для повышения эффективности их работы.
Дополнительно решили проблемы: