Эксперт: Лукашенко по-прежнему сдерживает либерализацию белорусской экономики

Семья из поселка Кузьмино под Брянском отравилась газом
16.10.2016
Прокуратура Воронежа выявила грубые нарушения при проведении капремонта 11 жилых домов
16.10.2016

Белорусский экономист Леонид Злотников. Иллюстрация: telegraf.by Белорусский экономист Леонид Злотников. Иллюстрация: telegraf.by

«О либерализации много говорят, в основном — на самом высоком уровне. Но при этом государство не отказывается от командных методов», — так охарактеризовал 25 февраля влияние президентской директивы №4 «о либерализации» на экономику Белоруссии в интервью корреспонденту ИА REGNUM белорусский экономист Леонид Злотников .

«Директива не является нормативным документом. Как пишут наши чиновники, для того, чтобы директива заработала, необходимо около 700 нормативных актов принять, дополнить, изменить и т.д.» Поэтому, считает эксперт, эффект от президентской директивы не может быстро проявиться — необходимо время на ее реализацию. «Директива директивой, но происходящие события показывают, что государство вмешивается в сферу бизнеса без каких-либо ограничений. Нашумевший пример — ЗАО «Пинскдрев», когда президент своим указом назначил руководителем акционерного общества, где не было вообще никакой госсобственности». Эксперт также привел в пример ситуацию, сложившейся вокруг франко-российской компании «Данон-Юнимилк», пришедшей на белорусский рынок и получившей «команды, что надо делать и как надо работать». В связи с этим, Злотников отмечает: «Это говорит о том, что основное условие работы рынка — гарантия частной собственности. А у нас с этим делом очень плохо».

Аналогичным образом, по мнению белорусского экономиста, обстоят дела и в банковском секторе: «Частные банки тоже получили указание — развивать частный бизнес. Выгодно это банкам или нет — чиновников это не интересует. Частным банкам дано указание финансировать частный бизнес, помогать разрабатывать бизнес-проекты малым предприятиям и т.д. Кроме того, частным банкам предложено участвовать в финансировании госпрограмм. При этом банкам обещают «возврат ваших потерь» — т.е. о прибыли даже речи не идет, подразумевается, что банки потеряют при финансировании госпрограмм. И таких примеров довольно много. Мы видим, что наше государство от командных методов не отказывается. Т.е. с одной стороны есть директива, а с другой — реальные действия».

«Мы слышим много разговоров о либерализации и чуть ли не массовой приватизации в этом году, а с другой стороны мы видим, как всё это сдерживается со стороны президента и его администрации», — отметил Злотников.

Как сообщало ИА REGNUM , 31 декабря 2010 года Александр Лукашенко подписал ожидаемую бизнес-сообществом Белоруссии директиву № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Лидеры предпринимательских союзов в целом позитивно, но сдержанно восприняли данный документ.

27 января во время официального представления кандидат
12cf
уры Михаила Мясниковича в качестве нового главы правительства перед парламентом РБ Лукашенко отметил: важное место во внутриэкономической жизни Белоруссии должен занять частное предпринимательство, которому адресована директива №4. Положения этой директивы «должны дать возможность человеку свободно работать на благо себе, своей семье, своим работникам и стране, получать достойные дивиденды и приносить пользу государству». По мнению Лукашенко, сейчас настало для этого время.